В текущем году начинается освоение арктического региона
В 2020 году начнется освоение Арктики. По крайней мере, истекают срок действия предыдущих программ, подготовительного характера, а новые будут рассчитаны уже на более деятельные подходы в ближайшие десять лет. Воротами в регион льда станет Камчатка – с нее будет начинаться Северный морской путь, который кардинально изменит логистическую схему мировой торговли. В этой связи Камчатке прогнозируют инвестиционный бум – специалисты уверены, что некогда закрытая территория обречена на скорое освоение крупными капиталами, как российскими так и зарубежными.
Становление России как транзитной державы, соединяющей Восток и Запад, неизбежно: наиболее выгодные транспортные пути проходят по российской территории, а объем грузоперевозок с каждым годом только возрастает. Об этом и говорили эксперты в ходе круглого стола «Камчатский край – инвестиционные перспективы освоения арктических территорий и влияние СМП», в Финансовом университете при правительстве РФ, где специалисты в области политологии, экономики и финансов, поспорили о том, насколько важны для страны арктические территории.
Ранее заместитель председателя правительства РФ – полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев сообщил, что для развития Арктики будет создана сбалансированная система преференций. По словам полпреда, план развития инфраструктуры Северного морского пути (СМП), подготовка председательства России в Арктическом совете в 2021-2023 годах – важные приоритетные направления. Как напомнил вице-премьер, к 2020 году завершает свое действие документ «Основы государственной политики в Арктике на период до 2020 года». С учетом новых задач и вызовов правительством РФ разработан и будет до конца года представлен президенту РФ обновленный документ «Основы государственной политики в Арктике до 2035 года». «Одним из важнейших направлений государственной политики считаем повышение уровня жизни людей в регионах связанных с развитием арктической зоны: обеспечение качественного образования и медицинского обслуживания, увеличение количества объектов культуры и спорта, доступных для населения, расширение транспортной инфраструктуры», – подчеркнул Юрий Трутнев.
В Москве состоялся круглый стол, посвященный роли Камчатки при освоении Арктики
С докладом об инвестиционных перспективах Камчатского края при освоении Арктики выступил глава Центра развития региональной политики (ЦРРП) Илья Гращенков. Он отметил, что уже с этого года в Арктике начинает работать Агентство по развитию человеческого капитала, задачи которого – кадровое обеспечение новых инвестиционных проектов. После принятия законодательства о системе преференций в Арктике начнут работать Корпорация развития и Агентство по привлечению инвестиций. «Сегодня такие инструменты развития активно работают на Камчатке, помимо сферы туризма и рыбной ловли, большие инвестиции планируются в развитие арктических транспортных путей, СМП, например, в строительство порта, который сейчас строит «Новатэк», перевалочный терминал, который оптимизирует транспортные расходы, связанные с доставкой СПГ в Азиатско-Тихоокеанский регион, который компания рассматривает как один из целевых рынков», — рассказал Гращенков.
Правительство рассчитывает, что на полную загрузку перевалочный терминал выйдет уже в 2026 году, что позволит увеличить объем перевозки по СМП в несколько раз. В 2023–2025 гг. «Новатэк» планирует поэтапный запуск трех очередей своего второго завода по сжижению газа, суммарная мощность проектов «Новатэка» в 2026 г. будет составлять около 38 млн т СПГ в год.
«Отдельно стоит отметить развитие Северного морского пути. Главное преимущество СМП заключается в значительной экономии времени по сравнению, например, с популярным маршрутом Шанхай-Роттердам», — говорится в докладе ЦРРП. — Данный маршрут обладает множеством преимуществ для отечественных перевозок – начиная со сжатых сроков доставки, и заканчивая снабжением удаленных северных территорий и развитием Арктики в целом, на которое в последние годы делает особую ставку российское правительство».
Существует ряд сценариев освоения арктического региона
Таким образом, СМП – это еще один важный логистический вектор Дальнего Востока, на который приходится пока наименее развитая и используемая его половина. Однако существующие планы развития восточной части СМП и, в частности, превращения Петропавловска-Камчатского в мощный портовый комплекс, являющийся восточными воротами СМП, способны изменить эту ситуацию. В свою очередь развитию складской логистики способствует использование механизмов свободных портов и территорий опережающего развития. Особого внимания заслуживает внедрение нового для России режима свободных портов, которые призваны создать благоприятные финансовые возможности для инвесторов, работающих в важнейших морских портах Дальнего Востока.
Очень важно, чтобы в Камчатку вкладывали не только крупные инвесторы, такие как «Новатэк» и другие, но и средний бизнес. Для этого правительством Камчатского края предприняты все меры для того, чтобы привлечь предпринимателей в регион, создав комфортную среду для бизнеса – регуляторную, институты развития и т.д. Именно поэтому АСИ (Агентство стратегических инициатив) присвоило Камчатке высокие позиции в Национальном рейтинге инвестиционной привлекательности. По результатам 2019 года, только два субъекта ДФО — Камчатка и Якутия — вошли в ТОП-30 регионов, край занял 28 место. Это значит, что полуостров готов принять инвесторов, как из числа российских кампаний, так и из числа зарубежных, в частности китайских. Выполняя поручение президента Путина, Камчатка сконцентрировалась на задаче по созданию условий для бизнеса и уже к 2020 году – полностью выполнила их.