Grillo — торпедные катера на гусеницах: неудавшиеся «морские танки»

0
240

Содержание

Grillo — торпедные катера на гусеницах: неудавшиеся «морские танки»

АрмияGrillo — торпедные катера на гусеницах: неудавшиеся «морские танки»
Добромир12.05.20200
Все построенные катера типа Tank Marino. Фото сделано не позднее середины апреля 1918 г., до первой операции и первых потерь. Фото Dieselfutures.tumblr.com
Во время Первой мировой войны одной из главных проблем на суше стал т.н. позиционный тупик, потребовавший создания особой техники. Схожие процессы наблюдались и на некоторых морских театрах военных действий. Для решения особых задач в характерных условиях в Италии создали «морские танки» – торпедные катера типа Grillo.

Защита и нападение

Королевство Италия вступило в войну в мае 1915 г., и его основным противником стала Австро-Венгерская империя. Бои шли как на суше, так и в Адриатическом море. Со временем Королевские ВМС Италии смогли сформировать мощную группировку торпедных катеров, которая фактически заперла австро-венгерский флот на его базах. Однако до полной победы было далеко.

ВМС Австро-Венгрии учитывали существующие риски и принимали меры. На базах Пула и Сплит были развернуты все доступные средства защиты, от боновых заграждений до береговой артиллерии. Корабли или катера Италии не могли безопасно приблизиться на дистанцию выстрела пушки или пуска торпеды.

Grillo — торпедные катера на гусеницах: неудавшиеся «морские танки»

 

Общий вид катера. Рисунок Naval-encyclopedia.com

Наибольший интерес для КВМС Италии представлял порт Пула, где были сосредоточены основные силы вражеского флота. Успешный удар по этому объекту мог резко изменить ситуацию в регионе – или даже вывести австро-венгерский флот из войны. Тем не менее, атака существующими средствами не представлялась возможной.

Оригинальное решение

Наиболее эффективным средством против надводных сил противника виделись торпедные катера, но они не могли пройти в акваторию Пулы из-за нескольких линий боновых заграждений. Однако эта проблема нашла свое решение в 1917 г. Инженер Аттилио Бизио из компании SVAN предложил создать торпедный катер особой конструкции, приспособленный для преодоления плавучих заграждений.

Суть новой концепции заключалась в оснащении легкого плоскодонного катера парой цепей-гусениц, при помощи которых он мог бы перелезать через боны. Такие возможности отразили в названии концепции – «barchino saltatore» («прыгающая лодка»). Позже готовую технику официально назвали Tank Marino («морской танк»). По имени головного катера всю серию нередко именуют Grillo («Сверчок»).

Grillo — торпедные катера на гусеницах: неудавшиеся «морские танки»

 

Проекции катера. Рисунок Naval-encyclopedia.com

На рубеже 1917-18 гг. были сформированы планы. Компания SVAN должна была провести некоторые испытания, выполнить проект «морского танка», а затем построить серию из четырех катеров. В ближайшие месяцы готовая техника должна была впервые принять участие в реальной атаке на базу Пула.

Особенности конструкции

Опытно-конструкторские работы начались с поиска оптимальных решений. Провели испытания нескольких вариантов «гусеничного движителя», также определили самые выгодные обводы корпуса. Наиболее удачные варианты нашли применение в готовом проекте.

Проект Grillo предусматривал строительство цельнодеревянного плоскодонного катера средних размеров. Длина судна – 16 м при ширине 3,1 м. Осадка – всего 700 мм. Водоизмещение – 8 т. Экипаж по штату включал четырех человек.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  «Сказали сбивать температуру парацетамолом»: 3 истории больных коронавирусом

Grillo — торпедные катера на гусеницах: неудавшиеся «морские танки»

 

Головной катер Grillo перед спуском на воду. Фото Pinterest.com

В центральной и кормовой частях корпуса помещались два электромотора марки Rognini and Balbo мощностью по 10 л.с. Один из них был связан с гребным винтом и разгонял катер до 4 узлов, другой – отвечал за преодоление препятствий. Значительная часть внутренних объемов корпуса отдавалась под аккумуляторные батареи, способные обеспечить дальность хода до 30 морских миль.

Вблизи бортов корпуса, на палубе и на днище, предусматривались две узкие продольные направляющие в виде металлических профилей. В носовой части установили направляющие колеса, в корме – направляющие и ведущие. На этих устройствах предлагалось установить две узкие роликовые цепи-гусеницы. Часть звеньев цепи оснащалась загнутыми зацепами для взаимодействия с препятствием. Привод цепи осуществлялся от собственного электромотора через одно из задних колес.

Вооружение Grillo состояло из двух стандартных 450-мм торпед, состоявших на вооружении итальянского флота. Торпеды перевозились на бортовых аппаратах бугельного типа. Катер должен был выходить на боевой курс, открывать замки аппаратов и сбрасывать оружие в воду.

Grillo — торпедные катера на гусеницах: неудавшиеся «морские танки»

 

«Кузнечик» на воде. Фото Dieselfutures.tumblr.com

Особая конструкция торпедных катеров предусматривала специфические методы работы. Ввиду ограниченной емкости аккумуляторов и небольшой дальности хода, их предлагалось доставлять в район вражеского порта при помощи буксира. Затем с максимальной скоростью 4 узла катер должен был подходить к бонам и включать «гусеницы». С их помощью обеспечивалось преодоление препятствия, после чего экипаж мог продолжать плавание. После пуска торпед «Сверчок» мог вернуться к буксировщику тем же образом.

Флотилия насекомых

Катера Tank Marino отличались простой конструкцией, благодаря чему их строительство не заняло много времени. В марте 1918 г. фирма SVAN сдала КВМС серию из четырех катеров, полностью пригодных к боевой работе. Почти сразу началась подготовка к первым операциям.

Легкие «прыгающие» катера напомнили морякам некоторых насекомых. Поэтому за ними закрепились имена Grille, Cavalletta («Кузнечик»), Locusta («Саранча») и Pulce («Блоха»).

Три операции

Первая боевая операция с участием новых торпедных катеров состоялась в ночь с 13 на 14 апреля 1918 г. Катера «Каваллетта» и «Пульче» при помощи эсминцев-буксировщиков подобрались на минимальное расстояние к австро-венгерской базе Пула. Экипажи предприняли попытку перебраться через боновые заграждения и атаковать корабли в гавани. Однако найти проход и выйти в акваторию не удалось, и экипажи решили возвращаться.

Grillo — торпедные катера на гусеницах: неудавшиеся «морские танки»

 

«Сверчок» после своей первой и последней миссии. Фото Dieselfutures.tumblr.com

Обратный путь занял некоторое время, и встреча с кораблями сопровождения состоялась уже на рассвете. Командование операции посчитало, что эсминцы с катерами на буксире не успеют вовремя уйти на безопасное расстояние – противник мог заметить и атаковать их. Было принято тяжелое решение. Для собственного спасения и соблюдения секретности уникальные катера затопили на месте.

Ровно через месяц, в ночь на 14 мая в Пулу отправился катер Grillo. Его экипажу во главе с капитаном Марио Пеллегрини удалось найти подходящее место и начать переход через боны. На первой линии заграждений из четырех «скрытный» катер наделал немало шума и привлек внимание противника. Тем не менее, командир принял решение продолжать операцию, пока катер не заметили.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Новые ольгинские правительство Алтайского края создает армию ответа критику соцсетях

За вторым заграждением итальянцев поджидал австро-венгерский сторожевик. Он попытался протаранить катер, но тому удалось увернуться от удара. Сторожевик открыл огонь и довольно быстро поразил свою цель. Капитан Пеллегрини приказал ответить торпедами. В суматохе экипаж не провел все необходимые операции, и торпеды, уйдя к сторожевику, не взорвались. Итальянский катер затонул, а его экипаж попал в плен. После войны моряки вернулись домой, где их ждали боевые награды.

Grillo — торпедные катера на гусеницах: неудавшиеся «морские танки»

 

Артиллерия разворотила корму катера — и дала возможность рассмотреть привод цепей. Фото Dieselfutures.tumblr.com

Последний эпизод боевого применения Tank Marino состоялся в следующую ночь, 15 мая. На этот раз в свой первый поход отправился катер «Локуста». Уже на походе к заграждениям его заметили, осветили прожекторами и обстреляли. Ни о каком скрытном нападении речи уже не шло. Командование операции отозвало катер, и он благополучно вернулся домой.

Оригинальная неудача

В рамках изучения оригинальной концепции КВМС Италии заказал и получил четыре торпедных катера, способных преодолевать заграждения. Все они успели поучаствовать в реальных операциях и показать совсем не положительные результаты. Три катера были потеряны в своих первых выходах. Четвертый удалось сохранить – потому что противник заметил его слишком рано, когда он еще мог уйти.

Катер Locusta сохранили в боевом составе флота, но уже не использовали по прямому назначению. Три операции апреля-мая 1918 г. показали наличие массы проблем и неспособность наличных «прыгающих лодок» решать боевые задачи. Кроме того, по причине использования электрической силовой установки и невысоких характеристик катер оказался непригодным и для другой эксплуатации.

Grillo — торпедные катера на гусеницах: неудавшиеся «морские танки»

 

Австро-венгерский катер, скопированный с итальянского. В отличие от предшественников, даже не испытывался. Фото Naval-encyclopedia.com

Новые катера этого типа, естественно, не строились. Необычным «гусеничным» аппаратам командование предпочло традиционные скоростные торпедные катера. Вскоре такая техника вновь подтвердила свой высокий потенциал. «Саранча» оставалась в составе КВМС до 1920 г., после чего ее списали за ненадобностью.

Следует отметить, что в Австро-Венгрии не знали всех особенностей эксплуатации «морских танков», и потому заинтересовались оригинальной концепцией. Потопленный катер Grille подняли на поверхность, изучили и даже попытались скопировать. Однако австро-венгерская копия итальянского катера не успела выйти в море до конца войны. А вскоре об этом проекте попросту забыли ввиду наличия более важных дел.

Таким образом, проект «морского танка» достаточно быстро показал свою несостоятельность, и от него отказались. Все передовые морские державы продолжили использовать торпедные катера традиционного облика. А проблема заграждений на входе в акватории вскоре нашла свое решение – им стала бомбардировочная авиация.

Источник