В конце этой недели муфтий Татарстана Камиль Самигуллин в своем телеграм-канале издал фетву, которая касается умерших от коронавируса. Прецедентом стала смерть первого в России мусульманина из Оренбургской области Раиля Закирова, погибшего от пандемии.
По требованию властей он погребен в закрытом, запаянном гробу, количество пришедших попрощаться было ограничено. Согласно шариату, тело покойного должно быть омыто, после чего совершается погребальная молитва джаназа-намаз.
Правоверные спрашивали, как быть в этом случае. Камиль хазрат в своем заключении, ссылаясь на богословов, разъясняет суть дела академическим языком, поэтому «БИЗНЕС Online» попросил его буквально на пальцах объяснить фетву. Муфтий ответил: «Не помыв покойника, нельзя читать джаназа. Если нет возможности: упаковали в мешок, запаяли в гробу, запретив открывать, тогда джаназа не читается, его хоронят. Имам Кархи говорит, что, если нет возможности омыть труп (обгорел он, расчленили или уже закопали его), в таком случае читается джаназа у могилы. То есть если хоронили без мытья, то джаназа читается возле могилы. Если получилось помыть, то все делается как положено».
Человек, умерший от опасной болезни во время эпидемии, может считаться шахидом в случае, если он покинул этот мир, будучи мусульманином, но, в отличие от мученика, погибшего на поле битвы, которого не омывают, не заворачивают в саван, жертву болезни необходимо омыть, ведь условием совершения джаназа-намаза является то, что тело покойного должно быть омыто. Если подобного не сделано, в этом случае разрешается совершить погребальную молитву возле могилы.