Содержание
При перемещении ТМЦ от отправителя к получателю возникает проблема контроля сохранности товара в пути, а также при приемосдаче. В штате каждой компании должны быть грамотные специалисты, способные решить возникающие проблемы. В этом может помочь, например, обучение специалиста по закупкам, которое доступно без отрыва от производства на дистанционных курсах (например, таких, как здесь).
Важно, чтобы были правильно организованы следующие этапы:
- организация погрузки собственного транспорта организации-отправителя;
- организация погрузки наемного транспорта;
- самовывоз представителями получателя с территории отправителя;
- сдача ТМЦ представителями отправителя на территории получателя.
Способы учета товара
- С отверкой, полной или неполной.
При этом способе товар передается по накладной полностью по количеству и качеству. При неполной отверке могут не обращать внимания на пересорт (отсчитать общее кол-во товара одного вида, не разделяя на конкретные сорта при одинаковой их цене).
Способ медленный, но максимально гарантирующий качество. При отпуске ТМЦ самовывозом в таком случае подавляющее большинство возникающих проблем решается тут же, на месте.
- По числу мест.
Передается определенное число упакованных мест (коробок, контейнеров, мешков и т. п.) без проверки содержимого. Для контроля целостности применяется фирменный скотч, пломбы на контейнерах и другие способы. Предполагает этап предварительной комплектации заказов и подготовки их к отгрузке, которая при должной организации происходит довольно быстро.
- Под пломбу.
Транспорт загружается одним заказом, груз установленным порядком пломбируется и задача водителя доставить его получателю.
Организация погрузки
Тут есть несколько вариантов.
Собственный транспорт
Часто поднимается вопрос: должен ли в погрузке активно участвовать экспедитор или это функция исключительно складского персонала? Точки зрения делятся на: «мое дело сдать клиенту, а грузят пусть складские» и, особенно в случаях каких-либо накладок: «экспедитор – лицо ответственное за качество доставки, так что и в процессе погрузки участвовать должен».
Иногда погрузка без участия экспедитора, полностью подготовленными паллетами, практикуется. Но при таком подходе неизбежны задержки на клиентах, связанные с выбором нужных документов и выгрузкой нужного товара, т. к. экспедитор в погрузке не участвовал и в размещении клиентских заказов в кузове не ориентируется.
К тому же машина оказывается жестко привязана к изначально заданному маршруту. Преимущества же такого подхода назвать затруднительно, вряд ли небольшое ускорение выпуска машины компенсирует последующие задержки.
Наемный транспорт
Главное отличие наемного перевозчика от штатного – отсутствие в полной мере заинтересованности. Конечно, многое зависит от сложившихся взаимоотношений и личных качеств, но, в общем, это так. Тут на первый план выходит тщательная укладка товара в кузове (сам водитель может в этом и не участвовать), исключающая возможность ошибки при выгрузке.
Приемосдача
Это, как хорошо известно рядовым исполнителям, процесс с большими возможностями для «усушки и утруски» ТМЦ. Чтобы этого избежать или хотя бы минимизировать, можно порекомендовать следующие правила:
- приемосдача начинается только после вывоза всего товара в соответствующую зону;
- сдающий и принимающий одни и отверяют одновременно одно товарное место и полностью;
- отверенный товар размещается от не отверенного на расстоянии, не допускающем смешивание;
- до окончания приемосдачи ТМЦ с площадки не вывозятся.
Иногда это может быть затруднительно из-за больших объемов. В таком случае, если есть возможность, груз следует поделить на категории товара, или на цельные заводские и сборные места, или еще как-нибудь, но, чтобы любое место попадало только в одну категорию и принималось в свою очередь.