Кто из православных церквей едет в Амман?

0
155

Содержание

Кто из православных церквей едет в Амман?

На совещании в Аммане главы и представители ряда поместных православных церквей обсуждают пути выхода из кризиса, вызванного признанием Константинопольским патриархом Варфоломеем украинских раскольников. Этому форуму предшествовала долгая подготовка, в которую пытались вмешаться политики.

Кто из православных церквей едет в Амман

Отказ части Поместных Церквей от участия в иорданской встрече по «украинскому вопросу» не сделает этот форум менее авторитетным.

Об этом заявил глава синодального Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион (Алфеев), сообщает «Интерфакс».

«Отсутствие тех или иных Церквей в Аммане не сделает встречу менее значимой. В свое время, когда четыре Церкви объявили об отказе участвовать в Критском соборе, патриарх Варфоломей все равно его провел, и решения этого собора в Церквах, принимавших в нем участие, считаются обязательными», — заявил митрополит Иларион.

Кто из православных церквей едет в Амман?

Он заметил, что на встрече в Аммане 26 февраля не предполагается принятие каких-либо решений.

«Это встреча не для принятия решений, а для братского обсуждения назревших проблем и путей возможного выхода из кризиса», — добавил он.

По словам иерарха, РПЦ готова обсуждать межправославные проблемы в любом формате — двустороннем, трехстороннем, многостороннем.

Как сообщалось, лишь четыре поместные Церкви из 15 будут представлены на встрече в Иордании на уровне своих Предстоятелей. Помимо Иерусалимского Патриарха Феофила, в ней будут участвовать Московский Патриарх Кирилл, Сербский Патриарх Ириней и митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав.

Польская и Румынская Православные Перкви пришлют в Амман делегации архиереев. Константинопольский Патриарх Варфоломей от участия во встрече с самого начала отказался на том основании, что только он, по его мнению, может созывать подобные совещания. Вслед за этим участвовать отказались и другие греческие Церкви — Элладская, Александрийская, Албанская. Антиохийский патриархат также не пришлет свою делегацию, как и Грузинская, Болгарская и Кипрская Церкви.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Лучанину, який викрав з підвалу комп’ютерну техніку, присудили громадські роботи

Православные молитвы под призывы к намазу с минаретов — именно в такой атмосфере пройдет встреча глав и представителей поместных церквей в столице мусульманского королевства Иордания. Сейчас этот город на арабский лад называется Амман, хотя некогда он был греческим полисом Филадельфией с довольно крупной христианской общиной. От нее уже почти ничего не осталось, но и поныне это каноническая территория Иерусалимской церкви.

Кто из православных церквей едет в Амман?

Именно ее предстоятель патриарх Феофил в ноябре прошлого года призвал все поместные православные церкви сесть за стол переговоров, чтобы обсудить вопрос о канонических территориях.

Два года назад Константинопольский патриарх Варфоломей заявил о своих претензиях на украинскую православную общину, легализовав местных раскольников. Он даровал им томос — грамоту об автокефалии — и тем самым нарушил одно из древних правил, по которому у каждой поместной церкви есть собственная зона юрисдикции. Украина входит в сферу ответственности Русской православной церкви, а значит, только Московский патриархат мог снять канонические прещения с украинских самосвятов и решить вопрос об автокефалии.

Истинные причины отказа от Амманской встречи

Абсолютно все Поместные Церкви (кроме Фанара, естественно) признают, что сейчас Православие переживает кризис. Кризис, который сам по себе исчезнуть не может. Потому отказ от братской встречи, на котором можно найти необходимые решения возникших проблем, выглядят весьма необычно.

Какие же выводы можно сделать из оправданий «отказников»?

  1. Поездка в Амман большого числа Предстоятелей вынудит признать Совещание в качестве полноценного Собора.
  2. Участие во встрече опровергнет беспочвенные утверждения, будто право созывать Соборы может принадлежать только Константинопольскому патриархату (на чем настаивают на Фанаре и подчеркивают в Албании, Греции и Кипре).
  3. На Соборе однозначно будет поставлен вопрос о деятельности патриарха Варфоломея и новых течениях в богословии Фанара – папские притязания, учение о праве дарования автокефалии и праве созывать Соборы и т.д.
  4. Участие в Соборе, а также возможные его решения поставят под вопрос дальнейшие отношения с патриархом Варфоломеем.
  5. Возможные решения Собора могут нарушить гегемонию «греческих» Церквей, что греки постоянно подчеркивают и чего они допустить не могут.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Почему до Троицы нужно увидеть 7 жеребят, приметы этого дня

К указанным выше пунктам можно было бы добавить еще давление Госдепа и геополитические интересы. Но, как нам кажется, данные аргументы, как бы странно это не прозвучало, в ситуации с Амманом выглядят вторичными. Если, конечно, не углубляться в конспирологические теории, что какие-то политические силы поставили своей задачей раскол и уничтожение Православия.

Кто из православных церквей едет в Амман?

Все указанные аргументы говорят, что и патриарх Варфоломей, и его сателлиты сделали все от них зависящее, чтобы не допустить проведения Собора. Но вот братскую встречу они запретить не могут.

Если бы Патриарх Феофил продолжил настаивать на канонически-соборном характере встречи, то это поставило бы под большой вопрос возможность дальнейшего диалога с Фанаром и его сторонниками, и вообще возможность хоть как-то преодолеть всеправославный «кризис». Поэтому решение о братском формате Амманской встречи в этой ситуации можно расценивать как правильное. О чем, кстати, и написал глава Иерусалимской Церкви: «Благоприятный результат такого начинания основан на том, что к нему относятся просто как к дружескому собранию братьев для рассмотрения методологии, используемой для достижения общей цели – диалога и примирения, для сохранения единства нашей православной общности».