Охотники за айсбергами — интересная и необычная работа

0
149

Охотники за айсбергами — интересная и необычная работа

Лет сорок назад в прессе обсуждалась идея: избавить засушливые страны Аравийского полуострова от жажды, подвозя к ним айсберги. Брать на буксир ледяные горы у берегов Антарктиды и отводить их к эмиратам: пусть медленно тают на мелководье, а талая вода по трубам пойдет на орошение пустынь и на другие нужды. Но оказалось дешевле и проще опреснять морскую воду либо найти подземные запасы пресной воды.

Охотники за айсбергами — интересная и необычная работаПосле организации патрулирования столкновения судов с айсбергами случаются редко, но, тем не менее, плавучие ледяные горы представляют еще значительную опасность для судов, особенно во время тумана!

В конце 1914 года английский пароход «Флористон» полной вместимостью 3430 регистровых тонн, следуя со скоростью 10 узлов из Квебека в Англию с грузом зерна, столкнулся с айсбергом близ Ньюфаундленда. Чтобы спасти судно и груз, капитан вынужден был посадить «Флористон» на мель у берега.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  За відмову від обсервації дев'ять волинян постануть перед судом

3 июля 1927 года канадский лайнер «Монкалм» водоизмещением 21600 тонн, выходя во время густого тумана из залива Св. Лаврентия, едва избежал участи «Титаника». Гигантский айсберг был замечен в двухстах метрах почти прямо по носу судна, и несмотря на то,  что руль судна был немедленно положен на борт, послышался сильный скрежет и лайнер начал валиться на левый борт. Выскочившие в панике на палубу пассажиры увидели скользившую по правому борту громадную ледяную гору. Судно, прочертив бортом о подводную часть айсберга, вскоре выпрямилось. Спасательные шлюпки были приготовлены к спуску, и команда заняла места по аварийному расписанию. К счастью, столкновение не имело
серьезных последствий, если не считать содранной с борта лайнера краски и сломанной лопасти правого гребного винта. Лишь спустя сорок четыре часа «Монкалм» выбрался из ледяного ноля, которое вовремя не было обнаружено Ледовым патрулем.

В апреле 1928 года канадский лайнер «Монроз» на третий день после выхода из Сент-Джонса, благополучно избежав столкновения с плавающим льдом, налетел на айсберг. Видя, что
столкновения не избежать, капитан «Монроза» решил принять удар на форштевень судна (видно ему вспомнился «Титаник», которому скользящий удар айсберга прорезал борт на протяжении ста метров). Нос «Монроза» оказался вмятым на семь метров, было убито два матроса, которые в это время находились на баке, и ранено несколько пассажиров. Судно все же не погибло.

В 1933 поду норвежский пароход «Сеирстад» полной вместимостью 6630 регистровых тонн, выйдя из пролива Белл-Айл и взяв курс на Роттердам, налетел на айсберг. Через несколько минут заливаемое водой судно пришлось покинуть.

В начале 1955 года английский пароход «Анна Си», выйдя в свой первый рейс, столкнулся с айсбергом, который был в три раза выше мачт судна. Столкновение произошло между Гренландией и Канадой. Получив сильное повреждение корпуса, пароход вынужден был возвратиться в Англию на ремонт.

В ноябре 1958 года датский теплоход «Элс Нильсон» полной вместимостью 1565 регистровых тонн столкнулся с айсбергом в восьмидесяти милях от южной точки Гренландии — мыса Фарвел. Судно получило очень сильные повреждения и с трудом дошло до ближайшего порта.

Через три месяца, 30 января 1959 года, в тридцати шести милях к юго-востоку от этого же мыса с айсбергом столкнулся другой датский теплоход «Ханс Хедтофт». Оно погибло со всеми находившимися на нем людьми. Поскольку не осталось в живых ни одного очевидца катастрофы, подробности не известны.

Охотники за айсбергами — интересная и необычная работаСамолеты ледовой разведки ежедневно облетают Северную Атлантику, сообщая судоводителям об опасных ледяных горах на маршруте. Несмотря на это, в 2002 году канадский траулер «Атлантик», промышлявший выловом креветок, натолкнулся на айсберг и затонул через пять минут.

Суда могут уклониться от плавающего льда. Но в тех же широтах сейчас находятся неподвижные сооружения, неспособные в случае ледовой тревоги изменить курс. Это буровые платформы, с которых в океане добывают нефть и газ. Платформа «Гиберния», поставляющая нефть двум крупным транснациональным и четырем менее известным канадским фирмам, стоит на глубине 75 метров в 200 милях от Ньюфаундленда. Ежегодно с февраля по июль по так называемой «аллее айсбергов», проходящей вдоль восточного берега Ньюфаундленда, Лабрадорским течением проносятся сотни айсбергов. Нередко среди них попадаются гиганты размером с два футбольных поля, выступающие из воды на 70 метров.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Отвергнутые «Спартаком». Шюррле – далеко не первый

Хотя строители «Гибернии» гарантировали, что ее бетонное основание выдержит встречу с айсбергом массой в миллион тонн, любые столкновения, даже с куском льда размером с концертный рояль, нежелательны. Поэтому платформу охраняют два буксира с усиленным корпусом.


На видео:
Это является не только первым опытом в российской Арктике, но и значимым событием в мировой практике.

При проведении экспериментальных работ научно-экспедиционное судно «Академик Трешников» выполняло роль плавучей лаборатории, предоставляя всю необходимую метеорологическую и океанографическую информацию в оперативном режиме. В море были отработаны учебные сценарии «айсберг-платформа» — движение айсберга к условной платформе и изменение траектории его дрейфа с помощью ледокола.

Предыдущая статьяОтар Кушанашвили рассказал о детях и женах в программе «Судьба человека»
Следующая статья«Коронавирус в России»: Где и сколько заболевших на сегодня, последние новости на 02.04.2020 — Выходные официально продлены до 30 апреля, главное к этому часу