Ниссан готовит заговор против Карлоса Гона?

0
13

История доверенного лица, который наносит удар правителю в спину, повторялась тысячи раз со времен Марка Юния Брута. Вопрос в том, произошло ли это в альянсе Renault-Nissan 19 ноября, когда его босс Карлос Гон был арестован в Японии по обвинению, исходящему из «внутреннего источника» в самой компании.

Первоначально падение Гона казалось примером учебника для самозабвенного лидера бизнеса после многих лет власти. Обвинения против него включают в себя сокрытие значительной части компенсационных выплат Nissan в ценных бумагах (стоимостью около 44 миллионов долларов США), а также использование активов компании для личной выгоды (в том числе четыре дома в четырех разных городах, приобретенные у Gon Company). и покрывая свои расходы на отпуск). Его преемник, генеральный директор Nissan Хирото Сайкава, объявил, что компания будет настаивать на уходе Гона с поста председателя правления. Мицубиси, который также является частью альянса, призвал его уйти в отставку. Немного более умеренной была реакция в Renault, где Гон «временно» был заменен Тьерри Болором. Однако новый начальник выразил в письме рабочим

Споры Гона с французским государством и акционерами Nissan о его вознаграждении в течение многих лет были на первых полосах газет, и его первой работой в Mitsubishi было утроить его зарплату. Однако постепенно возникали подозрения, что скандал был просто жадностью. Обвинения вряд ли составлены. Но кажется гораздо более вероятным, что это невысказанные привилегии для босса, которые пришли с одобрения компании, чем злоупотребления с его стороны.

Финансовые времена показали, что расследование в отношении Gon в Японии началось примерно в то же время, когда оно пролило свет на планы относительно будущего слияния Renault и Nissan. Это вызвало жесткое сопротивление со стороны большинства японских руководителей во главе с Хирото Сайкавой. До недавнего времени он переходил к протеже Гона и был избран им на смену генеральному директору Nissan. Сайкава шокировал многих, раскритиковав своего бывшего начальника на пресс-конференции, созванной после его ареста, обвинив его в тирании и сосредоточив слишком много власти, и даже подверг сомнению его вклад в восстановление компании в начале этого десятилетия. В некотором смысле это было даже грубее, чем кинжал Брута в спину Цезаря.

Хирото Сайкава перешел к протеже и доверенному лицу Гона. Однако после его ареста японцы обвинили его в «серьезном проступке», тиранических манерах и сосредоточении «слишком большой власти» и даже намекнули, что вклад в возрождение Nissan 2001 года был не в Гоне, а в сотрудниках компании, хотя и в том же эти сотрудники принесли ей убыток в 6 миллиардов долларов годом ранее

Сама разница в реакциях Nissan и Renault подтверждает тезис о тлеющей войне в союзе. Хотя они являются частью альянса на протяжении более 20 лет, обе компании сохраняют свою автономию и совершенно разные корпоративные культуры. Гон долго настаивал на том, что эта автономия наносит ущерб прибыли и препятствует полной выгоде синергии между двумя компаниями, которая, по его мнению, может превышать 10 миллиардов евро в год. Согласно внутренним источникам, в последние месяцы начальник активно готовил окончательное слияние двух гигантов и Mitsubishi под шляпой новой командной структуры под его руководством. Многие аналитики считают, что Саитава активно двигается против этих планов при аресте Гона.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Как бороться с жарой в машине?

Правда в том, что в обеих компаниях навязанный союз всегда вызывал недовольство. Nissan, несомненно, крупный партнер по продажам, обороту и прибыли, недоволен тем, что они не имеют никакого веса в принятии решений Renault. Японцы владеют 15% капитала французской компании, но без права голоса. С другой стороны, Renault владеет чуть более 43% голосующего капитала Nissan и достаточно влиятельна, чтобы назначать членов совета директоров (Nissan также владеет 34% Mitsubishi). В Иокогаме они никогда не были довольны этим вмешательством в их дела — и тот факт, что французское государство имеет значительную долю в Renault и активно участвует в принятии решений, еще больше осложняет ситуацию.

Разница в масштабе между двумя компаниями поразительна. Bloomberg оценивает общую стоимость Nissan в 35,7 миллиарда долларов, из которых почти 14 миллиардов наличными, а его собственная стоимость — чуть менее 16 миллиардов. Общая стоимость Renault составляет 19,6 млрд долларов, но собственная стоимость компании составляет всего 0,6 млрд долларов, наличные — чуть более 3,2 млрд долларов, а все остальное — от участия в других компаниях. Проще говоря, почти вся ценность Renault в глазах финансовых рынков связана с тем фактом, что она владеет пакетом акций Nissan.

С другой стороны, у французов есть некоторые преимущества для Nissan, чтобы стоить так дорого. В 1997 году, когда их тогдашний босс, Луи Швейцер, разработал альянс с японцами и купил первые 37% их капитала, это стало спасительной инъекцией для обанкротившегося Nissan. Вторым решающим вкладом стало решение Швейцера отправить в Японию своего энергичного директора по операциям Карлоса Гона. В то время Nissan казался обреченным, имея более 20 миллиардов долларов долга, 6 миллиардов долларов годового убытка и 50 моделей, 47 из которых понесли убытки. Всего за один год Гон развернул эту тенденцию и сообщил о прибыли в 2,7 миллиарда долларов.

Его методы не были привлекательными, конечно. Новый менеджер закрыл пять заводов, уволил 20 000 человек, вычеркнул все устоявшиеся корпоративные практики и даже заставил менеджеров говорить на английском вместо японского на официальных встречах. Но в 2003 году рентабельность Nissan составила уже 11%, что является самым высоким показателем во всей автомобильной промышленности.

Это один из главных вкладов Карлоса Гона в автомобильную промышленность. Его идеи по оптимизации производства, внедрению модулей, упрощению цепочки поставок были затем скопированы практически всеми крупными автомобильными компаниями.

Но Гон не просто Le Cost Killer, «убийца расходов», как его называют во Франции. Он также человек с смелым видением будущего. Это заслуга кроссовера, который трясет мир на протяжении десятилетия (и резко увеличивает прибыль производителей). Пересечение между дорогим и семейным автомобилем было раньше — различные источники указывают на основателей этого сегмента AMC Eagle, Toyota RAV4 и даже Lada Niva. Но именно Nissan Qashqai — личный проект Гона — был первым действительно крупным игроком в этом сегменте и первым, кто отказался от акцента на высокой управляемости. В первый год Кашкай был практически один на рынке. Только трем более поздним конкурентам в этом сегменте было уже более 20. Сегодня кроссоверы постоянно заменяют более обычные седаны и хэтчбеки в качестве доминирующей формы автомобиля.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Выбираем тормозные колодки для Chevrolet Niva: гид по безопасному вождению

Третья «большая идея» Карлоса Гона, от которой альянс еще не принесет плодов в ближайшие годы, — это инвестиции в электрическую тягу и автономное управление. Renault-Nissan является пионером в этой области. Другие играли с отдельными проектами (например, GM), но именно франко-японский альянс впервые начал крупномасштабные инвестиции в развитие и первым предложил реальные рыночные решения. В то время многие думали, что Гон сошел с ума. Несколько лет спустя все признают, что эти две тенденции будут доминировать в будущем. Но у альянса есть ценное технологическое преимущество, и Nissan Leaf является самым продаваемым электромобилем на планете и вряд ли будет вытеснен с этой позиции в ближайшем будущем.

Гон серьезно инвестировал в электромобили в то время, когда в них почти никто не верил. Сегодня Nissan Leaf является самой продаваемой электрической моделью всех времен

Что сейчас произойдет с колеей, предсказать сложно. В первые два дня после его ареста из него не вышло ни единого слова. Кстати, FT утверждает, что Гон даже не знал о расследовании его дела и фактически приехал в Токио на встречу с мэром Токио. Тот факт, что прокуратура ждала его в аэропорту в компании журналистов из Асахи, левых и наиболее доверяемых из пяти национальных газет Японии, несколько поддерживает теории заговора. Это поразительно напоминает методы, хорошо известные в Болгарии.

Кстати, новая история крупного японского бизнеса чревата скандалами, как вспоминает Bloomberg: миллионы неисправных и опасных подушек безопасности Takata, мошенничество с учетными записями Toshiba, проблемы с качеством Kobe Steel, тесты на манипуляции с выбросами в Suzuki, Mazda, Yamaha Сам Ниссан (под руководством Хирото Сайкавы). Ни в одном из этих случаев руководители корпораций не несут личной ответственности, как это делает Nissan с Gon.

На данный момент японская прокуратура придерживается, казалось бы, самого простого обвинения — скрыть реальное количество ценных бумаг, полученных в качестве компенсации. По мнению аналитиков, это характерно для японского правосудия — здесь обвинение всегда сосредоточено на самом легко проверенном, а не на самом серьезном моменте. Это также объясняет удивительную долю почти 99% утвердительных приговоров, которыми гордится токийская прокуратура. Но даже это «легкое» обвинение может нести эффективный срок до 10 лет тюрьмы.

Еще более важный вопрос, по крайней мере для инвесторов, состоит в том, что случится с альянсом в отсутствие человека, который в течение 20 лет толкал орла, рак и щуку, чтобы тянуть в одном направлении. И французская, и японская стороны заявили, что союз имеет преимущества и должен быть сохранен. Но очевидное желание Nissan состоит в том, чтобы японцы не восстановили контроль над собственной компанией. Цель Renault, кажется, противоположна.

Под руководством Карлоса Гона эти две компании, которые почти обанкротились в 1990-х годах, в настоящее время являются одним из двух крупнейших производителей автомобилей в мире. Но война между ними, в которой несомненно участвуют Эммануэль Макрон и Синдзо Абэ, может легко свергнуть все наследство мелкого бизнесмена с ливанскими корнями, бразильским и французским гражданством и оправданным доверием всего мира.